«Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»
Защиту прав потребителя можно с уверенностью назвать долгом перед собой и своей семьей, ведь потребление - это наша повседневность. Качество пищи, комфортность одежды, безопасность бытовых приборов – не что иное, как надежный залог успешного существования в завтрашнем дне.
Первым случаем, когда пришлось познакомиться со статьей 18 закона о защите прав потребителей, стала попытка замены некачественного «бумбокса» (проигрыватель, магнитола на компакт-дисках). Продавец после двух экспертиз утверждал, что оборудование исправно, но стоило включить устройство прямо в магазине чуть громче, как динамики начинали дребезжать и хрипеть. Объяснялось это по принципу «бытовой прибор, а не профессиональная акустическая система, поэтому и звук качественный только в пределах допустимых норм». Естественно, после неудачной попытки договориться по-хорошему, пришлось составить претензию в двух экземплярах, разговор перешел в иное русло – мне стали выставлять встречные претензии, типа «вы его уронили, вот он и перестал работать как нужно». До суда дело не дошло - товар заменили, но нервов потрепали изрядно.
Вторым случаем стала попытка замены монитора, который отказывались принять даже на экспертизу в связи с отсутствием упаковки. На экспертизу монитор все-таки взяли, но вернули с заключением «попала вода» - при этом заводские пломбы были сохранены, т.е. устройство даже не разбирали. Товар заменили незамедлительно после того, как указал представителю продавца на качество работы «экспертов» и пояснил, что оспорить данную экспертизу в суде будет делом предварительного слушания.
Несколько лет назад в крупной торговой сети приобрел 4 компакт-диска, намеревался подарить крестнице на Рождество. Два диска оказались бракованными: у одного был неровный край, второй просто невозможно было закрепить в упаковочном боксе. Поскольку диски были куплены заранее, открыты только к празднику, то и замене они, со слов представителя продавца, не подлежали. Однако, компенсация за товар (стоимостью 396 рублей) составила 10 000 рублей – включая моральный вред за неполную серию (диски оказались лишь частью серии из 18 DVD, о чем какая-либо информация отсутствовала). Продавец при продаже заверял, что на этих дисках весь мультик, любимый ребенком, но полная серия лежала на витрине соседнего отдела за 16 000 рублей. Суда также не было, продавец компенсировал убытки в полном объеме.
Далее с законом о защите прав потребителей я столкнулся при расторжении договора купли продажи – так получилось, что подарил жене китайский Nokia. Покупая фирменный телефон в салоне, я и не подозревал, чем это может грозить. Через 5-6 месяцев выяснилось, что телефон самопроизвольно перезагружается несколько раз подряд, не работает на морозе, батарея телефона не держит зарядки и т.п. Плоский, стильный дизайн, но «китайский». В Интернете у многих пользователей были аналогичные проблемы с данной моделью. Пролистав инструкцию, я обратил внимание, что все буквы «Л» были пропечатаны как «П» - явный признак автоматического распознавания при сканировании и нетипографской печати якобы фирменного мануала. Вновь мировое соглашение, продавец возвращает полную стоимость товара, несмотря на то, что модель за прошедшее время подешевела на несколько тысяч рублей.
Итак, какие же выводы я извлек, что можно посоветовать тем, кто приобрел некачественный товар?
1. Продавец не заинтересован в общении с покупателем, который настаивает на восстановлении нарушенных прав, пойдите ему навстречу – не разговаривайте, сразу пишите претензию в трех экземплярах: продавцу, копия в отдел защиты прав потребителей, третий экземпляр остается у покупателя. Можно также указать «копия через форму обратной связи на сайт Роспотребнадзора» - действует волшебно, особенно если вы действительно отправили туда информацию. Претензию представитель продавца обязан подписать с указанием даты вручения. В случае если представитель продавца подписать отказывается, отправляйте по почте письмом с уведомлением.
2. Не бойтесь заявлять моральный ущерб, не стесняйтесь в претензии описывать неудобства, возможно страдания, связанные с приобретением некачественного товара, но учтите, что вряд ли эти требования будут удовлетворены больше, чем на треть, исключением являются затраты на лечение – они компенсируются при предоставлении соответствующих справок и чеков. Указывайте, что в случае отказа в удовлетворении законных требований, вы оставляете за собой право обратиться в суд.
3. Читайте закон внимательно, лучше распечатайте в качестве приложения к претензии – чтоб продавец не мог сказать, что товар, купленный амии, является технически сложным и возврату не подлежит, только ремонту. Да, сотовый телефон или компьютер являются сложным товаром, но если компьютер не работает 30 дней в течение гарантийного года (включая время нахождения на экспертизах), вы смело можете настаивать на расторжении договора купли-продажи и возврате первоначальной стоимости.
4. Определитесь, устраивает ли вас отремонтированный зачастую кустарным способом прибор, или же за прошедшее со времени продажи время он успел подешеветь в полтора раза, и легче расторгнуть договор и купить в соседнем магазине более новую модель. Также стоит учесть, что например цена сотового телефона, которого касалась отвертка, сразу падает в 2-3 раза.
5. Приобретайте товары не в ларьках-однодневках, а в крупных торговых сетях, это в большинстве случаев дешевле, да и продавцы в подобных учреждениях предпочитают не идти на конфликт из-за мелочей. Поверьте, неработающий холодильник вернуть поставщику легче, чем утерянную репутацию.
6. Осуществляя крупную покупку, не поленитесь зайти в Интернет и проверить историю отзывов о торгующей организации, производителе и модели покупаемого оборудования. Важно учесть отзывы не только с сайта продавца, но и со сторонних форумов и порталов.
7. Кроме [url=http://]статья 18 закона о защите прав потребителей[/url], рекомендую внимательно ознакомиться со статьями 19-25, в т.ч. обратить внимание на сроки возврата денег при расторжении договора купли-продажи и замены на аналогичный товар с пересчетом покупной стоимости.
Точки входа:
[url=http://]комментарии к ст.18 закона о защите прав потребителей[/url].